МСКОУ школа-интернат №1 г. Чехов

Логопедическая служба

 

 

 

                                   

 

 

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны , связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

 

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

 

 

1.    В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2.               При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится       дифференциации       фонетически       близких       звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного,  кинестетического образа.  Сравниваются звучание,  артикуляция  двух  звуков,  устанавливаются  их  сходства  и различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа
во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. На   каждом   логопедическом   занятии   ставятся   задачи   коррекции нарушений   не   только   фонетико-фонематической,   но   и   лексико-грамматической стороны речи.

3.              В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться   на   принципе   поэтапного   формирования   умственных действий (Л.Я. Гальперин,, Д.Б.Эльконин). Это необходимо для того, чтобы   от   наглядно-образного   мышления   перейти   к   организации действия во внутреннем плане. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим  последовательный переход от одного
этапа   к   другому,   что   связано   с   особенностями   мыслительной деятельности этих детей.

4.      Особенностями  логопедической  работы   во  вспомогательной  школе являются     максимальное     включение     анализаторов,     а    также использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедической    работы    широко    используются    схемы,    муляжи правильной     артикуляции     звуков,     разрезная     азбука,     игровые упражнения, технические средства.

5.  Важнейшее  значение  имеет дифференцированный  подход,  который предполагает   учет   особенностей   высшей    нервной   деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

 

6.              Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо     увязывать     с     общим     моторным     развитием  (преимущественно развитием  тонкой   ручной   моторики)   умственно   отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики,   в  логопедические   занятия,   особенно   младших   классов, включаются     пальчиковая гимнастика,     задания     по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7.              Содержание   логопедической    работы    во   вспомогательной    школе строится с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.

8.              В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых    детей    очень    консервативны,    изменяются    с    трудом, необходимо   особенно   тщательно   отрабатывать   этапы   закрепления правильных речевых навыков.

9.              Характерной        особенностью        логопедической        работы        во вспомогательной        школе        является        частая        повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции     коры,     трудностью     формирования     новых     условно-рефлекторных     связей,     быстрым  их   угасанием     без     достаточного подкрепления.

10. Сформированные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки  не используются умственно отсталым ребенком в повседневном речевом общении.. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки на разнообразном и обширном речевом материале не только на логопедических занятиях, но и на уроках и во внеурочной деятельности.

11.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности.

12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала.

 


 

                                                                                                                                                            

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz